ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХА.

При этом все богатство человеческих переживаний можно разделить на две противоположные группы. Одна из них содержит положительные эмоции, толкающие нас к объекту восприятия. В этом случае мы стремимся к тому, что нравится. Вторая группа эмоций направлена на защиту организма от пагубных воздействий внешней среды, помогает нам избегать всего неприятного или вредного. Важнейшей эмоцией этой группы является страх. Вся история человечества состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Страх существует независимо от культуры и уровня развития народа или его отдельных представителей; единственное, что изменяется, - это объекты страха. Мы уже не боимся грома и молнии, затмений солнца и других небесных тел, относясь к ним просто как к интересным явлениям природы.

Влияние страхов на личность и поведение больного

Формирование личности — изменение качественных, количественных свойств, такие как накопление опыта, образование собственного мировоззрения, самосознания, характера, восприятия жизни. Существует множество факторов, влияющих на правильное формирование личностных характеристик. Патологическое формирование личности Человек рождается индивидом, которой должен создать, сформировать личностные характеристики.

Некоторые условия, факторы влияют на то, что формирование происходит неправильно, с патологическими отклонениями. Окружающая среда Начальное условие образования личностных характеристик — нормальная биологическая природа человека.

При наличии подобных отклонений у личности возникает ряд трудностей, и часто не осознаются личностью, как требующие изменения. Тревога, страх возникают у личности на ранних этапах развития и в.

В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей , , Первичная эмоция страха на сильный раздражитель испуг наблюдается уже у новорожденного. Страх перед незнакомыми людьми возникает на первом году жизни между шестью и девятью месяцами , ; . Раньше этот страх не может возникать по той причине, что младенец не умеет еще отличать знакомые лица от незнакомых. Боязнь животных и темноты обычно появляется у детей после трех лет, достигая пика в четыре года.

Дети боятся спать одни при выключенном свете. Обсуждая природу этого страха, К. Темнота, скрывая от нас окружающее, может сильно способствовать развитию в нас всякого рода страхов, которые зависят уже от других причин, но сама по себе темнота едва ли может быть причиной страха. Эмоции ожидания и прогноза Вообще трудно решить, есть ли в природе предметы, внушающие страх человеку и животному даже и тогда, когда они видят эти предметы в первый раз.

Страх перемен — это дискомфорт, который человек ощущает при изменении внешних условий и обстоятельств, может возникнуть абсолютно у каждой личности. Естественно, чувствительные или консервативные люди более часто ощущают боязнь перемен. Эти чувства имеют научно-психологическое название — неофобия. Влияние страха перемен на жизнь человека фобии любого происхождения представляют собой защитную реакцию организма. Как бы там ни было, эта реакция основывается на чувстве самосохранения, страхования себя от неприятных ощущений и переживаний.

Именно поэтому нельзя сказать, что страх перемен — это исключительно плохое чувство.

Христианство и страх - Свидетельства - Михаил Гефтер. Обобщая, можно сказать, что изменения личности при революционном.

Проблемы классификации экзистенциальных страхов личности В настоящее время существуют различные классификации страхов. К первой группе относятся страхи, непосредственно связанные с угрозой жизни или здоровья человека, вторая представляет боязни и опасения за изменение своего социального статуса, третья группа страхов связана с глубинной сущностью человека и характерна для всех людей вне зависимости от конкретных ситуаций. Исходя из этого принципа, страх перед агрессивной собакой относится к первой категории, страх публичных выступлений - ко второй, а страх смерти - к третьей.

Между тем имеются и промежуточные формы страха, стоящие на грани двух разделов. К ним, например, относится страх болезней. С одной стороны — болезнь имеет биологический характер боль, повреждение, страдание , но с другой — социальную природу выключение из нормальной деятельности, отрыв от коллектива, снижение доходов, увольнение с работы, бедность и т. Поэтому данный страх находится на границе 1 и 2 группы страхов, страх глубины при купании - на границе 1 и 3 группы, страх потери близких — на границе 2 и 3 группы и т.

Экзистенциальные страхи - это особая группа страхов, связанная не с какими-то конкретными жизненными событиями определенного индивида, а с самой сущностью человека. Экзистенциальные страхи можно разделить на четыре основные групп: Страх перед пространством может принимать различные формы, из которых основными являются страх перед замкнутым или открытым пространством и страх темноты.

Страх перед временем может принимать форму страха перед неизвестностью будущего и страха перед смертью. Страх перед жизнью может принимать форму страха перед непонятностью и огромностью окружающего мира, в котором приходится жить, страха перед таинственными и загадочными явлениями, а также страха перед бессмысленностью жизни.

Страх перед собой может принимать различные формы:

Дисгармоничное развитие личности

Некоторые учёные считают, что стресс — это своего рода защитный адаптационный механизм. С его помощью человек получает эмоциональную разрядку, в результате которой находит выход эмоциональная энергия и, таким образом, снимается избыточное напряжение личности. Кроме того, периоды отчаяния и трагедии для некоторых людей являются периодами личностного роста. Для отдельных людей отрицательные эмоции являются стимулом для большей активности по преодолению препятствий. И, наконец, есть люди, которые используют свои страдания, чтобы влиять на других.

«Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности» (ИСАС) Ю. Для того чтобы определить интенсивность страхов, а также наличие ( или Страшат ли Вас возможные изменения в личной жизни (ухудшение.

Использовался набор картинок из взрослого варианта, поскольку большинство испытуемых - школьного возраста. Эмоциональная окраска рассказов у 35 детей с неврозами грустная, подавленная, пессимистичная. Часто звучат мотивы унижения, принуждения, насилия, несчастья, неизбежности и неотвратимости смерти, т. В этом, особенно у подростков, находят отражение неразрешимость семейной ситуации, потеря уверенности в себе, надежности окружения и смысла жизни.

Подростки также часто подчеркивают темы разлуки, одиночества, неразделенности чувств и страданий. Психологический"надлом" таких подростков, пессимизм, разобщение с окружающими и уход в себя позволяют расценить их невроз как заболевание, ведущее к эгоцентрически-защитному и депрессивному типу переживаний. Вопросник Айзенка в адаптации А. Панасюка использован при неврозах у подростков лет. Шкала экстраверсии не имеет значимых различий у детей с различными клиническими формами невроза.

Нейротизм максимально высокий при неврозе страха, несколько ниже при обсессивном неврозе и достоверно меньше по сравнению с неврозом страха при неврастении и истерическом неврозе. При неврозе страха и обсессивном неврозе высокий нейротизм можно расценить как следствие подавления внешнего выражения эмоций, развития большого количества страхов и тревожности. При истерическом неврозе относительно низкий нейротизм объясняется непроизвольным отреагированием психического напряжения в виде заканчивающихся плачем истерик.

Сравнение полученных нами данных с нормативными данными А.

Шизоидные личности

Среди всего многообразия психогенных факторов главное место принадлежало внезапным ситуациям, которые сопровождались страхами, психическими заболеваниями близких, длительный уход за тяжелобольными людьми, обряды, которые связаны с похоронами. Все эти психотравмирующие ситуации оказывали тягостное воздействие и совпадали с общей направленностью переживании стареющего человека. Во многих наблюдениях развитию страхов способствовали несколько следующих друг за другом переживаний и главными психогенными факторами являлись смерть и, связанные с этим обстоятельством, ассоциации о возможности собственных тяжелых болезней и смерти, испытанные чувства внезапного испуга и страха.

Важно подчеркнуть, что в переживаниях имела значение сумма отрицательных эмоций, что отражалось на клинической картине и течении неврозов у больных в позднем возрасте. С этим связано то обстоятельство, что при неврастенической симптоматике на первый план выходил тревожно — фобический ипохондрический синдром.

Своеобразным психогенным фактором могут являться и неприятные ощущения.

Страх изменений — это психологический страх, которому иногда удается овладеть физической и ментальной сферами нашей личности, имеет также .

Инстинктивно- обусловленная Для тревоги и для многих форм страха в большинстве случаев характерен следующий ход мысли: Например, человек, завидев вдалеке собаку, вспоминает, что когда-то его уже кусала собака, и у него возникает страх перед повторением подобной ситуации. Или однажды чиновник получил разнос от начальника. Теперь, заходя в кабинет шефа, он испытывает сильный страх в ожидании очередного нагоняя.

При этом человек может испытывать страх и тревогу по поводу событий, которые случились не с ним, а с другими людьми или вообще были выдуманы. Например, несколько лет назад, узнав об эпидемии атипичной пневмонии в Китае, многие люди в России испытывали сильный страх заболеть ею. Страх и желание Согласно постулатам психологии страх и желание — это родственные, взаимосвязанные, вытекающие одно из другого явления.

Короче говоря, наши страхи — это желания нашего бессознательного, причем независимо от того согласны мы с этим утверждением или нет. Наше бессознательное нам не подконтрольно и не зависит от нашей воли, оно само по себе.

Психология личности. Страх совершить ошибку

Переживания страха и тревоги влияют и на эмоциональную жизнь, вызывая подавленность, депрессию. С другой стороны, и депрессивные состояния часто сопровождаются переживаниями страха и тревоги. Сильные переживания страха отражаются на личности больного в целом, в том числе и на умственной деятельности, возникают более примитивные проявления личности, более примитивные реакции, чем они были характерны для данной личности до того.

Такие изменения личности принято обозначать как ее регрессию. Это позволяет понять часто наблюдаемое в ходе заболевания поведение взрослых людей, скорее свойственное детям:

И есть друго рождения, который вызывает страх, в особенности у позволяют превратить страхи в ресурс изменения личности (Карделл, ).

Подобный список также снижает неопределенность, так как уже точно знаешь все, чего боишься, и можешь дальше сознательно с этим бороться. При возникновении страха можно определить, какая часть тела ощущает его сильнее, например, может возникнуть тяжесть или жжение в груди, животе, голове и т. Это является защитным сигналом о возникновении опасности. В этом случае человек может как бы спросить у этой части: Тогда могут появиться мысли, помогающие побороть страх.

Например, так можно выяснить, что источником страха являются внутренние ограничения, которые человек сам для себя создал, или что текущая ситуация отбирает слишком много личных ресурсов, которые нужны для достижения личных целей и т. Как преодолеть страх Мужество, как и все остальные признаки, можно развивать, улучшать, причем делать это сознательно, целенаправленно. Следующие методы могут помочь развить мужество, научить управлять своими страхами, сделать их друзьями для личного развития и самореализации.

Прогрессивные нагрузки Метод заключается в постепенном, пошаговом увеличении стресса, опасности ситуаций, сложности действий, выполняемых для преодоления страха. После осознания страха можно составить шкалу действий или ситуаций от самых простых и безопасных до самых сложных и страшных. Затем постепенно выполнять эти действия от простых к сложным, накапливая опыт и снижая неопределенность. Например, когда боишься знакомиться с новыми людьми, то можно сначала делать минимальный шажок:

Быстрая помощь студентам

Ивлевой, ИСАС Для того чтобы определить интенсивность страхов, а также наличие или отсутствие фобий, можно воспользоваться приведенным опросником, разработанным Ю. Инструкция Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе на вопрос попытайтесь оценить интенсивность возникающей эмоции по бальной шкале, крестиком отметив, справа от вопроса интенсивность переживаний того или иного страха.

Можно ли сказать, что некоторые животные например, пауки, змеи вызывают у Вас беспокойство? Боитесь ли Вы темноты?

Личность педагога – это значимая составляющая системы образования и Так, высокий уровень страха отвержения как ведущий мотив аффилиации.

Рисунок 1 — Возрастная динамика различных видов страхов у женщин Рисунок 2 — Возрастная динамика различных видов страхов у мужчин Анализ результатов показывает, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста высокий уровень страхов различных групп. Самый популярный страх в данных возрастных категориях это пространственный и архаический страхи. Преобладающими видами страха у женщин являются социальный и страх, связанный с работой. У лиц обоих полов социальный страх особо выражен в возрастах лет и , что совпадает по времени с самоопределением молодых людей и поиске своей профессии и работы.

Примечательно, что у женщин страх, связанный с работой по мере возрастания возраста стабильно снижается, в то время как у мужчин остается примерно на одном уровне, а во время взрослости повышается. Вероятно, это связано с более сильной социальной нагрузкой на мужчин, так как принято, что мужчина является кормильцем, поэтому удержать работу и выполнять ее хорошо является для них важной задачей.

Социальный страх по мере взросления начинает снижаться. Такие данные могут быть следствием повышения экономической стабильности взрослых людей, а также изменения социальной ситуации — если для юношей и подростков важны отношения со сверстниками, то в период взрослости приобретают значимость тесные семейные отношения, в которых нет жестких социальных оценок и борьбы за власть. Среди архаических страхов особенно популярен страх перед некоторыми животными, такими как пауки, крысы, змеи и др.

Юнг предположил гипотезу о том, что такие страхи передаются из поколения в поколение, начиная от наших предков. Дело в том, что издавна люди опасались змей и пауков, как представителей самых ядовитых существ на земле, а крысы скорее не пугают людей, а отвращают, в связи с их славой переносчиков инфекционных заболеваний в т.

Американский исследователь, доктор Элизабет Кюблер-Росс провела много времени у постели умирающих больных и выделила в их переживаниях пять стадий приспособления к мысли о смерти — отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Исходя из этого исследования, можно сделать вывод о том, что человек не считает себя смертным, он не ложится в кровать думая о том, что завтра его не станет.

Элизабет Кюблер-Росс также заметила, что большинство умирающих не испытывает страха — чаще они переживают дискомфорт, боль, безразличие, хотя у некоторых отмечаются даже признаки душевного подъема.

Глава 6. Помощь подростку в преодолении трудностей взросления

Из чего состоит натальная карта? Как узнать в ней свою судьбу? Как определить в гороскопе типаж женщин, который нравится мужчине?

Самый большой страх – быть изгнанным из стаи. и развитие в условиях полной неопределенности и постоянных изменений. Образ.

Во—первых, из—за переживаний возникает напряженность. В этом случае уместна шутка, переключение на какую—либо другую идею или деятельность. В—третьих, происходят физиологические изменения: О том, как можно справляться со страхами, уже сказано выше. Еще раз подчеркнем, что все переживания можно уменьшить, если научить подростка помогать себе самому. Можно попросить разрешения выйти из класса, побыть немного одному, позвонить по телефону и рассказать обо всем родителям или близким людям.

Затем, конечно, следует возвратиться в класс, иначе избегание страха не приведет к его исчезновению. Можно принять успокоительное, например таблетку валерианы, или обратиться к психологу и рассказать о случившемся. Необходимо понять, стали ли тревожные состояния патологическими. Тогда их может разрешить только врач. К врачу обращаются в следующих случаях: В остальных случаях подросток может самостоятельно или с помощью взрослых справиться со страхами. По интенсивности страхи и тревоги могут быть незначительными, средними и очень сильными.

Психологическая помощь в связи с этим должна быть адекватной.

теоретический журнал

Помощь подростку в преодолении трудностей взросления Как помочь подростку при страхах и тревоге Сначала отметим один важный момент: В этом смысле она так же, как боль, предупреждает человека о нарушении какой—то функции.

Страх и тревога будут меня интересовать не с биологической, теории стресса Ганса Селье, это физиологическая реакция на изменения. Но я глубокие слои личности и помогающая совладанию со страхами.

Опубликовано Апрель 1, автором Страх наказания в среде симпатов и беженцев состоит в основном из следующего: Страх выявления в себе чего-то неприемлемого, что может привести к изгнанию. Это может быть одна фраза или набор действий, неоднократно до этого обсуждавшийся. Отсутствие Бодха в жизни воспринимается как ее провал и доказательство ничтожности себя как личности. Страх изгнания и коллективного осуждения за возникающие сомнения и негативные трактовки. Мне кажется, мало кому она покажется безобидной.

Представь, что из этого во многом состоит твоя жизнь. Страх непредсказуемости и неадекватности наказания. Страх обесценивания своей личности.

Страх изменений или отсутствие целей: Что не дает нам начать действовать?